Архитектура

Архитектура — музыка из камня,
А архитектор — композитору сродни
Сотни лет живут творения ваши,
Сияют замков и дворцов огни.
Без архитектора земля была б пустыней
Без храмов, небоскребов, пирамид.
Сколько вы всего на ней построили,
А сколько вам построить предстоит!

Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты.

В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

При знакомстве дошкольников с архитектурой обратить внимание на:

-  облик своей улицы, района, города, поселка.

-    умение видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

-    сравнение старых и современных зданий, видеть их различия.

-  выделение в украшении зданий (витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.)

- выделение средств выразительности архитектуры (пластика объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

-    узорность оград домов, мостов.

-   познакомить с садово–парковой архитектурой.

-   выделение элементов сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).


Виды архитектуры

По целевому назначению:

-жилищная (жилые дома, коттеджи, гостиницы, общежития)

-промышленная (заводы, фабрики, фермы)

-декоративная (лестницы, фонтаны, беседки, арки, мосты)

-общественно-гражданская (соборы, театры, бассейны, рестораны, школы, магазины, бани, вокзалы).


По характеру:

-объемная (замкнутая конструкция)

-ландшафтная (мосты, арки, фонтаны, беседки)

-градостроительство (комплекс архитектурных сооружений)


По духовно-эстетической ценности:

-имеющие культурно-историческую ценность во все времена

- в определенные периоды

-не имеющие духовно-эстетической ценности (склады, гаражи).


Выразительные средства архитектуры


Композиция – гармоничность элементов, обеспечивающих единство и целостность формы

Форма, масштабность (соразмерность сооружения человеку)

Тектоника – структурная основа, костяк сооружения. Бывает двух типов:

-балочная (русская изба) -арочная (храмы)

Ритм – чередование элементов в определенной последовательности

Пропорция – соразмерность частей между собой

Симметрия – расположение частей относительно друг друга

Контраст – противоположность в каком-либо отношении


Виды архитектурных форм

Крыши – завершение сооружения (функция защиты от погодных явлений, придает выразительность)

Купол – свод в виде полусферы

Ордер – колонна (стержень, опора). Колонна состоит из стволовой части , капители (верхняя часть), базы (плита под колонной)

Портал (центральный вход), арка (криволинейная конструкция для перекрытия проемов)

Эркер (выступающая полукруглая часть здания), балкон (выступает), лоджия (ниша), окно (проем в стене для света), дверь (закрывает вход в помещение), лестница (ступенчатый марш).

Башня (высокое сооружения для наблюдения и защиты) – маяк, минареты, колокольные, вышки, водонапорные, обсерватории.

Мосты (сооружение, являющееся дорогой через препятствие) – висячие (канатные), крепостные (подъемные) и др.

Фонтаны (видоизмененный колодец, выполняет декоративную функцию) – памятник, дворцовые, для питья, каскадные.

Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой


     

     


Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.